побудуй свою карьеру     укр | eng
вакансії персонал працевлаштування
 
 
  Головна   |   Новини   |   О пользе и вреде «перемывания костей»        
 

О пользе и вреде «перемывания костей» | 16.07.2012

Сплетни – это весело и увлекательно, правда, до тех пор, пока они не касаются лично вас. Офисные сплетни могут серьезно навредить карьере, а меткая фраза «да она ни единого мужика на работе не пропустила!» способна поставить жирный крест на личной жизни. С другой стороны, некоторым утешением может служить тот факт, что вы интересны окружающим вас людям – в противном случае они бы о вас и не вспоминали. «Хуже, чем сплетни о вас, может быть только их отсутствие», – говорил Оскар Уайльд. И, с точки зрения современных психологов, был совершенно прав.

ТАКОВА ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Практика показывает: сплетни рождаются там, где люди не слишком загружены работой. Исследованиями сплетен профессионально занимаются десятки ученых во всем мире, и, по их наблюдениям, самая популярная тема сплетен на работе касается лени коллег и непрофессионализма руководителей, которые не могут должным образом организовать работу. Психологи утверждают, что чаще всего сплетничают о тех, кто держится особняком. Теоретически это вполне объяснимо: если у человека в коллективе много друзей, сплетничать о нем затруднительно.

По мнению антрополога из Университета штата Вашингтон Николь Хесс, женщины сплетничают больше мужчин, к тому же делают это злее и стратегически. Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что предрасположенность к сплетням определяется полом человека.

- Любой человек – и женщина, и мужчина – уделяет внимание сплетням, если считает, что это стоит потраченного времени, – считает консультант компании «Высоцкий консалтинг» Наталия Герасимова.

ЭТО ПЛОХО

Большинство специалистов отмечают, что сплетни внутри коллектива наносят компании ощутимый вред.

- Сплетня порождает своего рода хаос, а это не способствует улучшению ситуации, – говорит Герасимова. – Кроме того, напряженная работа, связанная с непрерывным обменом информацией и ее последующим перевариванием, отвлекает от выполнения непосредственных обязанностей. Склоки и интриги отражаются на результатах труда, да и руководство, став жертвой необъективной информации, может в итоге принять не самые лучшие кадровые решения.

Словом, в компаниях со сплетнями принято бороться, а в идеале и вовсе их искоренять! Истории известно немало случаев, когда сотрудники, не в меру увлекшиеся перемыванием чужих костей, были попросту уволены. Однако некоторые исследователи не без оснований полагают, что искоренять сплетни – значит, пренебрегать ценным источником информации.

И ВСЕ ЖЕ ПОЛЬЗА ЕСТЬ

Сплетни могут быть полезны, если они касаются трудовой тематики, говорят специалисты. Благодаря наличию в коллективе болтунов можно заранее узнать о грядущем распаде компании, сокращении штата, ожидаемом повышении или увеличении зарплаты и многом другом, что может сыграть значительную роль в профессиональной судьбе.

- Принято считать, что сплетники – зло. Наверное, с морально-этической точки зрения это действительно так. Но вместе с тем не нужно забывать, что они несут в компании социальную и информационную функцию. Отношение к ним работодателя разнится и зависит от корпоративной культуры компаний. Более расположены к социальным связям внутри коллектива компании семейного типа: они относятся к сплетникам в целом терпимо. В корпорациях формально отношение к сплетникам негативное, но фактически сплетен там еще больше, чем в семейных компаниях, – считает управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting Сергей Марченко.

По мнению эксперта, искоренять сплетни – бесперспективное занятие.

- Характер человека не изменишь, и если он любит перемывать кости, его не заставишь замолчать. Правильнее перевести склонность к сплетням в нужное русло. В моей практике есть замечательный пример клиента, использовавшего сплетников как эффективный канал внутрикорпоративной коммуникации. Он определил круг таких людей и сознательно «сливал» им закрытую информацию о грядущих событиях. Естественно, информация подавалась фрагментарно и так, как было выгодно руководителю. Сплетники разносили свежие «секретные» новости в коллективе, а руководство по реакции сотрудников определяло, стоит или не стоит начинать нововведения. По сути, это был неформальный плебисцит, результаты которого руководство учитывало, не теряя при этом лицо!

Словом, для среднестатистического руководителя слух от исполнителей – сигнал о том, что настало время принять меры для улучшения внутрикорпоративной коммуникации. А для умелого и опытного руководителя – прекрасный источник информации о чувствах и мыслях рядовых сотрудников.

Некоторые ученые и вовсе утверждают, что сплетничать полезно для здоровья: это позволяет человеку не только получить определенную информацию, но и избавиться от отрицательных эмоций. А исследования, проведенные под руководством профессора психологического факультета Оклахомского университета Дженнифера Боссона, показали, что, когда два собеседника злословят о ком-то третьем, они проникаются взаимной симпатией, порой перерастающей в дружбу.

А КАК У НИХ?

Среднестатистический итальянец тратит на сплетни и распространение слухов по пять часов в день, утверждают эксперты из исследовательской компании Eta Meta Research. Причем в каждом третьем случае героями сплетен становятся коллеги, в то время как знаменитостям посвящается лишь каждая шестая пикантная история.

НУ И НУ!

Нередко люди сплетничают, чтобы привлечь внимание к собственной персоне, и при этом нимало не заботятся о правдоподобии. Как-то в одной из крупных американских компаний психологи распространили ложный слух о свадьбе двух сотрудников. Через некоторое время каждый восьмой (!) опрошенный утверждал, что побывал на этой свадьбе, и даже в подробностях описывал платье невесты!

КОМПЕТЕНТНО

Разговаривайте на нейтральные темы

- На работе стоит избегать задушевных бесед, а лучше поддерживать разговор на нейтральные темы, – говорит психолог Оксана Навроцкая. – Если речь зашла о коллегах, возьмите за правило говорить в их отсутствие только то, что не постесняетесь сказать им лично. Практика показывает, что ваши слова все равно до них дойдут, правда, в очень искаженном виде. Не обсуждайте отрицательные черты своих близких с посторонними, ведь тем самым вы умаляете значимость своей семьи в глазах других. Если вы не можете сказать о родственниках и близких ничего хорошего, лучше промолчите.

Если сплетники добрались до вас и разговоры за спиной сильно задевают, это означает, что они успешно нащупали болевую точку. Разберитесь с собой, попробуйте определить внутреннюю проблему, постарайтесь изменить отношение к ситуации. Ведь как только слухи перестанут раздражать, исчезнет возможность манипулирования.

НА ЗАМЕТКУ

Почему люди судачат?

Копание в чужом грязном белье способно доставить сплетнику немало приятных минут, и главная причина этого – потребность в самоутверждении, говорят психологи. Каждый человек хотел бы продемонстрировать миру, насколько он умен, талантлив, красив, образован, компетентен. Однако, поскольку этими замечательными качествами может похвастаться далеко не каждый, компенсировать свою заурядность некоторые решают за счет окружающих.

В целом есть несколько основных причин, по которым люди сплетничают:

  • для самоутверждения,
  • от безделья,
  • из зависти,
  • это увлекательно – эдакое реалити-шоу,
  • чтобы скомпрометировать коллегу-конкурента,
  •  чтобы привлечь внимание к себе,
  • чтобы вызвать доверие собеседника.

КСТАТИ

Как бороться со сплетнями

  •  Не увлекайтесь рассказами о своей работе и личной жизни;
  •  если узнали, кто распространяет о вас порочащие слухи, при большом скоплении людей прямо спросите человека, уверен ли он в том, о чем рассказывает;
  • не проявляйте интерес к домыслам, которые хотят донести до ваших ушей;
  • не будьте переносчиком слухов и сплетен;
  • не распространяйте об окружающих неприятные сведения;
  • не пересказывайте сплетни, которые давно гуляют по офису;
  • помните: все, что вы скажете, может быть использовано против вас.

Кто чаще становится объектом слухов

  • начальники
  • коллеги
  • супруги коллег и знакомых
  • соседи
  • политики
  • спортсмены
  • актеры и звезды шоу-бизнеса

Источник: kp.ua


 
     
           
 
 
  дизайн студія Яbloko
Дизайн та розробка
© Яbloko, 2008
 
Головна Про кампанію Кліенти Контакти
Вакансії персонал підбір персоналу
© 2004-2022 Copyright The Career Builders
тел.: +380503122119 e-mail: tcb@tcb.in.ua