построй свою карьеру     рус | eng
вакансии персонал трудоустройство
 
 
  Главная   |   Новости   |   Как вести себя на тренинге        
 

Как вести себя на тренинге | 24.04.2016

1. Лекция. Руководитель занятия дает группе слушателей новую информацию по какой-либо заранее объявленной теме. Эта форма занятия предполагает речевую и двигательную пассивность слушателей, если иное не поощряется лектором. Главными качествами хорошего участника лекции является внимание и активное восприятие ее содержания.

2. Семинар. Такая форма занятий предназначена для усвоения новой информации, ранее полученной участниками каким-либо иным способом. Поэтому семинар не предполагает практической части, если только она не предусмотрена с целью внести некоторое оживление в однообразное течение занятия. Помимо этого в ходе семинара преподаватель обычно не дает никакой новой информации, так как для этого предназначены лекции и открытые источники (книги, периодика и Интернет). Классический семинар проводят с учетом того, что его участники получили необходимую информацию указанными способами, но нуждаются в прояснении неоднозначных моментов. Другими словами, семинар — это фактически групповая форма ответов на вопросы и их общее обсуждение.

В связи с этим для участника семинара обязательна предварительная подготовка, сводящаяся к ознакомлению с соответствующей информацией (например, новым Трудовым кодексом) и составлению вопросов по теме. Основным источником получаемой на семинаре информации является его руководитель, который может быть либо официальным лицом, человеком, дающим правильное толкование неоднозначных моментов, либо общепризнанным авторитетом в определенной области, так или иначе связанной с темой занятия.

А дополнительными источниками становятся сами участники, которые в ходе обсуждения ответов руководителя переводят их в свою систему координат, воспринимая на своем уровне, и проговаривают на более понятном для них языке, чтобы убедиться в правильности своего понимания, а также помогают друг другу объяснением и, возможно, комментированием того, что сообщает руководитель. Поэтому для участника семинара адекватна речевая активность, но недопустимы деструктивные споры с руководителем с целью навязать всем свою точку зрения или продемонстрировать интеллект. Последнее допустимо лишь на семинарах в учебных заведениях, которые являются также предэкзаменационными (или предзачетными) занятиями.

3. Тренинг. Одна из наиболее распространенных форм практического занятия, предназначенного для формирования новых поведенческих или профессиональных навыков у его участников. Поэтому классический тренинг подразумевает минимум теории и максимум практики. Здесь теоретическая информация дается лишь настолько, насколько она необходима для практической части занятия.

При проведении тренинга во время короткой теоретической части следует четко уяснить новую модель поведения, которую необходимо усвоить, а также определить свои прежние привычки, которые, возможно, будут противоречить формируемым навыкам. После этого начинают практическую часть занятия, в рамках которой участникам дают возможность в игровом режиме использовать предлагаемую модель поведения. При этом тренер и остальные участники наблюдают за попытками и поддерживают обратную связь, указывая на технические ошибки и подсказывая способы и возможности их исправить. Поэтому данный тип занятия предполагает максимальную активность участников во время практической части. Абсурдной является ситуация, когда при этом на вопрос тренера о том, кто желает попробовать себя в игре, смущенные участники в нерешительности переглядываются друг с другом. Непонятно, зачем они пришли на занятие, заплатив немалые деньги.

4. Конференция. Подобный вариант является не столько учебным занятием, сколько мероприятием, которое предназначено для обмена мнениями по какой-либо теме, интересной для всех участников. Поэтому обычно конференция представляет собой ряд докладов наиболее авторитетных участников, список которых составляют организаторы, и последующего их обсуждения. В связи с этим желательно иметь собственную хорошо продуманную точку зрения по означенной теме, чтобы в доступной и интересной форме, аргументированно и четко представить ее собравшимся и ознакомиться с альтернативным видением вопроса. Поэтому участник конференции должен быть одновременно активным поставщиком информации и внимательным, корректным слушателем.

Все описанное выше далеко не всегда соответствует реальному положению дел на рынке учебных услуг. Объясняется это следующими причинами. Во-первых, организаторы очень вольно подходят к наименованию предоставляемых услуг. Чаще всего это происходит из-за желания привлечь как можно больше клиентов или стремления повысить стоимость занятия. Например, если на рынке господствует мода на тренинги того или иного вида, то многие поставщики учебных услуг начинают маскировать свою продукцию под тренинг. Поэтому нередки такие ситуации, когда человек, придя на занятие, обнаруживает, что автор какой-либо книги, давным-давно прочитанной если не всеми, то большинством участников подобного «тренинга», просто пересказывает ее содержание.

Чтобы не сталкиваться с проблемой неадекватности своего поведения форме проведения занятия, необходимо при выборе услуги на соответствующем рынке очень придирчиво расспросить организаторов обо всем, что привлекло ваше внимание. В случае же, если вы все-таки оказались на занятии и обнаружили несоответствие его содержания типовому названию, корректируйте свое поведение по ходу согласно описанным выше образцам. Кроме этого бывает полезно, идя на занятие, о котором вам практически ничего неизвестно, не питать в отношении него каких бы то ни было надежд, а быть готовым к любому варианту развития событий и соответственно перестраивать свое поведение.

Помимо рассмотренных классических форм занятий возможны и такие, которые трудно определить однозначно. Например, организаторы собирают группу людей с различного рода проблемами для того, чтобы они все вместе, взаимодействуя друг с другом и с помощью руководителя, попытались их решить. В этом случае люди либо получают удовлетворение от общения, либо развиваются путем обмена опытом и знаниями. Руководитель в такой ситуации не столько учит, сколько организует и направляет процесс. На подобных занятиях участникам лучше полностью полагаться на преподавателя и следовать его указаниям, стараясь своей активностью поддержать сложившееся взаимодействие.

В вопросе о поведении на занятии есть также один аспект, который не связан непосредственно с обучением. Это возможность не вполне адекватного поведения руководителя, когда он, обучая, пытается в то же время удовлетворить какие-то свои невротические потребности. Например, некоторые стремятся по отношению к участникам занять позицию с завышенным психологическим статусом — этакого отца-опекуна несмышленых детишек. Другие самоутверждаются в интеллектуальном плане, стараясь блеснуть умом и эрудицией и при этом унизить участников. Третьи решают проблемы в личной жизни, флиртуя с красивыми слушательницами. В выборе правильной линии поведения в подобных случаях важно следующее. Если руководитель-невротик на своем занятии все-таки дает много полезного для вас, то попытайтесь сконцентрировать внимание только на деловой стороне общения с ним. Требуйте неукоснительного исполнения непосредственной задачи согласно обещанному, причем вне зависимости от вашего поведения, чтобы у него не было соблазна наказывать своей немилостью строптивцев.

От прочего защищайтесь так же, как делаете это в других жизненных ситуациях. Но если при таком отпоре руководитель-невротик оказывается не в состоянии в своей профессиональной деятельности отделить «мух от котлет», переходите с ним на жесткий язык клиента, недовольного качеством предоставленной услуги. Правда, можно столкнуться с противодействием остальных участников занятий, которые по каким-то своим причинам вдруг станут подыгрывать руководителю, поддерживать его. В данном случае важно либо перевести конфликт из учебной аудитории в административный офис, либо игнорировать поведение других участников занятия как случайных в вашей жизни людей. Помните, что при неконструктивном поведении руководителя ваше занятие на этом прекращается и взаимодействие с присутствующими сужается до личности мошенника, обманувшего вас, взяв деньги за некачественную услугу. И невротический симбиоз руководителя с другими участниками не должен становиться помехой при отстаивании вашего права на возвращение уплаченных денег и защите личностного достоинства.

Сергей Гладышев
По материалам «Работа & зарплата»

HR-Лига

 
     
           
 
 
  дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008
 
Главная О компании Клиенты Контакты
Вакансии персонал подбор персонала
© 2004-2012 Copyright The Career Builders
тел.: (044) 469-93-03 e-mail: tcb@tcb.in.ua